Entry tags:
Крылатый бог
Так или иначе, в преданиях осетин он сохранил все свои первобытные качества. Это бог, научивший людей бросать камни и отбиваться дубиной от их притеснителей уаигов, покровитель мужчин, воинов и путешественников, враг воров, мошенников и убийц. Чтобы проверить насколько люди дружно живут меж собой, он иногда тайно спускается на землю алан на своем крылатом коне. Последний раз это случилось в 2002, кажется, году на полпути из Кармадона в Фиагдон, зимой. Это видели два мальчика - один из них стал дураком, потому что смеялся; другой рассказал, как все было. В небе раздался гром, облака расступились, прорвался свет, а через окно в облаках на огромном коне на землю обрушился всадник, оставив на склоне горы след одного копыта. Конь оттолкнулся и снова исчез в облаках. На месте этого отпечатка жители сделали святилище Уастырджи.
Эту историю нам рассказали Батраз и Сергей, подвозившие нас до Фиагдона. Они показали на склон горы, где за скромной оградкой стоял полированный черный камень с описанием инцидента. Там же был круглый стол для жертвенной пищи и копилка для денег. Жена и дочка остались внизу - женщинам к этому месту подходить было нельзя. Мы свернули купюры и засунули в щель копилки. Постояли молча - так просили Сергей и Батраз. И, спустившись, поехали дальше.
Это правильно, что мы не смеялись и вслух не усомнились в святости Уастырджи. Как объяснили наши проводники, на земле осетин мы, как путники, находимся под охраной святого: он смотрит на нас с небес и оберегает от неприятностей. "Поэтому везде, где увидите такие святилища, оставьте ему что-нибудь, - сказали они. - Главное, верьте. Только благодаря этой вере наш покровитель остается с нами и помогает нам сберечь лучшее, что есть у осетин".
Мы это правило неукоснительно соблюдали: покровители нам нужны.
Монумент, который на снимке, мы увидели раньше всех по дороге из Ардона в Алагир. Это ущелье, по которому, по левую руку от дороги, бежит бурный Тамиск. И на клипе это первый кадр: огромная скала, из которой вылетает огромный всадник. Внизу стоит маленькая машина, рядом с ней - жена. Хозяин машины - Роберт, он вызвался нас подвести до Цейского ущелья и по дороге все показывал и везде останавливался.
Автор памятника - Николай Ходов, у которого, как следует из мемориальной доски, было много помощников. Скульптура - "дар автора народу Алании - 1995 год". У подножия монумента на широкой площадке - большая копилка для денежных подношений, похожая на гибрид казана и барабана. Роберт сказал, что все путники здесь останавливаются и оставляют деньги, но это, добавил он, добровольное дело. Оно касается осетин, а мы все-таки русские... Сказал и отвернулся, тихонько пошел к машине.
Мы все-таки деньги оставили. Мы не верим в богов, их существование сомнительно. Но вот он, один из них, громадой висит над нами, такой настоящий и сильный. Поневоле чувствуешь себя на границе реального мира, где может быть всякое. И боги тоже могут здесь жить. Это первое сильное ощущение от нашей встречи с Осетией.
no subject
no subject
no subject
no subject
Очень жаль, что рассказчик из меня получается никудышный. И против воли вылезает на свет подсознательная, видать, меркантильность.
no subject
А платные дороги есть везде, где есть государство, это норма жизни, кстати, очень удобная.
Все остальное считаю плодом твоего плохого настроения.
Ничего страшного, со всеми бывает.
no subject
На проведение этих праздников в честь осетинских богов деньги берутся в том числе и из этих копилок. Я тоже впервые встретился с таким обычаем, и он меня поразил.