Четыре встречи со Чкаловым
Dec. 18th, 2011 10:39 pmВо-первых, дом в Нижнем Новгороде, который в моем детстве назывался Горьким. Этот старый двухэтажный дом с крутой деревянной лестницей и голландскими печами стоял на улице Старославянской, недалеко от площади Горького. Кругом было много таких домов, но только на этом висела овальная доска с барельефом Валерия Чкалова. Это был дом моей мамы, а когда она уехала – дом бабушки с дедушкой. А когда они умерли, там остались дядя Саша с семьей, и много других жильцов, которых я помню плохо.
Дом пах старым деревом; сад, где когда-то цвели вишни и яблони, а летними вечерами сидели жильцы со всего двора, заглох и зарос высокой крапивой; улица покрылась ямами. Но мама помнила, из какого окна она в капризе кидала хрустальную рюмку с холодной водой. Ей тогда было около года, а декабре погиб Чкалов.
Мама, однако, помнила, как какой-то гигант в черной коже с блестящими волосами поднимал ее к потолку, а кругом стояли люди и смеялись; среди них была ее мама… и сестра Валерия Павловича, живущая в этом доме. Он часто к ней приезжал, и в честь него, говорят, маму назвали Валерией. Валерией Павловной. Ведь он был героем, живой легендой. А вместо мамы по всем признакам ждали мальчика. И имя уже придумали.
Когда Чкалов разбился, все в доме плакали. Спустя много лет барельеф упал со стены и закатился в бурьян. Дом решили снести. Но дядя нашел в кустах то, что осталось от Чкалова, отнес в мастерскую и повесил на прежнее место. И тогда жильцы написали письмо, и дом оставили в живых.
Теперь моя мама живет в Череповце, где тоже когда-то жил Чкалов: он здесь пытался учиться в лесомеханическом техникуме, но тот внезапно закрылся.
Потом я как-то проездом гулял по Москве неподалеку от Курского вокзала и увидел на одном из домов знакомый бронзовый барельеф: здесь жил Чкалов, а по соседству - Маршак.
И еще одна встреча с Чкаловым у меня состоялась, когда я в поисках прабабушкиной родни приехал в город Сергач: говорят, прямо отсюда ее взял в жены заезжий немец – то ли фабрикант, то ли просто делец. Роду прабабки принадлежали несколько каменных домов на улице Дворянской, где местами еще проживает моя родня. Из этой отрасли вышел в свет известный здешний краевед. Он написал про Сергач теплую книгу и в ней вспоминал, как в Сергач приезжал Чкалов, который также не раз тут бывал.
Книгу я получил от своей новообретенной родственницы – красивой женщины в зрелых годах. Она отвела меня в один из старых домов, где старая женщина за руку подвела меня к окну и, улыбаясь, сообщила, что может теперь умереть: она долго хотела увидеть кого-нибудь из давно потерянного колена. Потом я пил чай со смородиновым вареньем, делал снимки и записи и узнал много нового. Но это уже совсем другая история.
_____________________________________________________________
На снимке - моя мама. Конечно же, в молодости.